Ребенок не говорит, а показывает на предметы пальцем
Этот способ общения характерен не только для детей с проблемами в речевом развитии, но и для всех малышей, которые только учатся говорить.
В возрасте 11 — 12 месяцев дети начинают сознательно использовать жесты для общения.
Жесты малышей можно разделить на:
- Указательные жесты. В диалоге между ребенком и взрослым они означают: «посмотри на …», «расскажи мне о …». Если родители смотрят в указанном направлении, называют предмет или что-нибудь рассказывают о нем, малыш остается доволен.
Годовалый ребенок уже знает, что означает указательный жест — ему необходимо посмотреть в указанном направлении, а не на руку или лицо родителей, как он делал это ранее. - Жесты-дотягивания (протягивание открытой ладони, хватательный жест). С их помощью ребенок пытается попросить взрослого: «дай мне …», «дай мне посмотреть на …», «потрогать, поиграть с …». Когда малыш использует такой жест, он ждет немедленного ответа или действия.
Оба типа жестов являются предшественниками слов, выражающих утверждение и просьбу. Указывание пальцем на интересующий предмет помогает ребенку запомнить новые слова: ребенок показывает предмет, а родители называют его.
Когда в речи ребенка начнут появляться слова, ребенок еще какое-то время будет пользоваться жестами. Однако, постепенно речь будет становиться основным способом общения ребенка и вытеснит жесты.